Давно минули годы страшнейшей в истории человечества Великой Отечественной войны. Ушли в иной мир ее солдаты и те, кто работал на благо Победы в тылу, на так называемом трудовом фронте. Мы предлагаем вашему вниманию рубрику «Трудовой фронт», которая, как мы думаем, будет пополняться материалами о судьбах наших земляков, принявших участие в самых трагических событиях 1941 -1945 годов. Сегодня мы вам расскажем о двух женщинах, чья юность выпала на суровые и трудные военные годы.
Жизнь Кукушкиной Евстолии Ивановны началась, как и у многих ее сверстников. Было у родителей шестеро детей. Отец Иван Михайлович был председателем колхоза «Луч». Анисья Платоновна была беременна седьмым ребенком, когда мужа увезли в неизвестном направлении. Так больше его и не видели. А когда его не стало, и без того нелегкая жизнь семьи стала еще тяжелее. В детстве, да и было ли оно, ни одеть, ни обуть было нечего. Лапти, да сумка домотканая, так в школу ходила. Евстолия Ивановна рассказывала, что себя не помнила, всегда в работе. С детства познала тяжелый труд. И вспоминает, как страшный сон, как летом с девчонками гречу, лен полола. Старалась в дом кусок хлеба заработать. Не было времени на гулянку — у каждого свои обязанности. Когда война началась, ей было двенадцать лет. Тогда уже управлялась с быками, поля боронила, а осенью возила лен к овинам. Бык — он и есть бык, все руки подростку вывертел, не однажды решалась оставить это дело. Но на это были конечно и другие причины. Дома у матери на подворье корова для ее сена нужно заготовить. В те годы с сенокосами было строго. Приходилось даже по ноше заготавливать. Вот и решилась Евстолия освоить новую профессию — косца.
Из ее воспоминаний: «Женщины согласились взять меня с собой, а какой я косец. Иду, а сама боюсь. Сестричка Анна (сноха), Лиза с Катей Олешины, подбадривают. Пришли на сенокос, как взяла меня Лиза в охапку, и с первого дня я пошла косить. Мама встречает и спрашивает женщин, мол как там моя доченька? А они ей в ответ — весь день передом шла, сзади нельзя, того и гляди пятки подкосит».
Шли годы… В жизни случались радости, но больше было тревог, забот и тяжелого труда. Но, как бы ни было трудно, вечером после работы собирались девчата и парни в беседах. Четыре года Евстолия встречалась с парнем Александром. Потом замуж вышла, была еще совсем молоденькой. После свадьбы супруги поселились в доме матери мужа. С радостью приняла сноху свекровь, она явно пришлась ко двору. Вскоре появился на свет первенец, назвали его Сашей. Было ему чуть больше годика, когда молодая женщина проводила мужа служить в армию. Время пролетело быстро, вернулся. Человек он был работящий, вместе легче стало переносить все невзгоды. Работа, дом, и так ежедневно.
Евстолия Ивановна за быками ходила и дояркой была, а потом в леспромхозе работала — сучкорубом. Совсем не женское это было дело: зимой снег по пояс, а она с топором. Но жизнь, есть жизнь. Детей трое народилось, о них заботились, никогда не унывала — семнадцать лет со свекровью прожила.
Много лет прошло, похоронила сына, мужа. Ее труд не раз был отмечен заслуженными наградами и подарками. В честь Победы, как и многим ее подругам была вручена юбилейная медаль.
Газета «Родной край»
от 29 марта 2005 года.