Есть женщины, которые нас восхищают

В один из жарких майских летних дней, находясь в командировке в с. Низкусь, не могла пройти мимо женщины, которая в такую жаркую погоду укладывала дрова в поленницу. “Заботливые хозяева живут, – про себя отметила я, – недаром же гласит народная мудрость: “Готовь сани летом, а телегу – зимой.”

ПОЗНАКОМИЛИСЬ – это Мария Петровна Виноградова. Выбрали местечко, где солнышко не так сильно палит. Уставшей от работы бабушке Мане я предложила присесть на стульчик, но она долго не соглашалась. Такая уж русская натура женщин той далекой поры, что не привыкли они отдыхать, – и только после долгого уговора она присела. Я попросила рассказать ее о житье-бытье. Вначале моя собеседница разволновалась и произнесла: «Давно это было, и не помню все. Потом, переведя дыхание, начала рассказ истории своей жизни. И чем дальше я слушала ее, все больше и больше убеждалась в мудрости этой простой деревенской женщины, которой по-доброму может позавидовать любая молодушка.
…ОНА уроженка деревни Тычинино, тогда еще Доронинского сельского совета. У родителей Петра Ивановича и Прасковьи Семеновны Гарнцевых было шестеро ребятишек: Валентина, Александра, Мария (она была третьим ребенком), Борис, Николай, и последними родились двойняшки. Девочке не суждено было жить, а мальчика нарекли Сашей.
…Старшие сестры подросли и жили в Кинешме. Мария училась в Комаровской школе, что находилась за три километра от дома. Прасковья Семеновна работала свинаркой, бывало и такое: ночь на ферме сторожила, а днем овец кормила. Дочь приходила из школы и шла помогать маме.
Летом все домашние дела на ребятишках были: они и в огороде пололи, и в лес за грибами и ягодами ходили. В те годы прежде, чем печку протопить, надо дров из лесочка, что находился рядышком, принести. Все лето рубили сучья, валежник собирали, чтобы зимой жилье топить.
НУ, А С 13 ЛЕТ от роду со своими сверстниками Мария на быках пахали, навоз возили наперегонки, кто больше норм сделает. «Ой, миленькая, досталось…», – причитает Мария Петровна. И немного помолчав, она продолжила: “Лугов не было, косили по перелескам да по болотине, так и заготовляли скотинушке сено на зиму.
В один год у нас на животных какая-то чума напала, тогда в колхозе из 4 лошадей осталась одна. Мы, подростки, всю зиму на быках в Палкино лен возили. Тресту навяжем, чтобы хватило на пять, а иногда и шесть подвод, нагрузимся и таким караваном едем. А летом пашню боронили, семена заделывали… Трудно было. Да, о чем говорить, – все сельскохозяйственные работы проводили. Ой, а бык – он и есть бык – упрямый, а такие-то ручонки… Я не могла даже дугу поднять, ладно, ребятишки постарше были, выручали меня: и хомут затянут, как следует, а то, пока до дома еду, все съедет. Хорошо, если мама не ушла на ферму, она всегда помогала мне…
Ой, не знаю, как все и рассказать по порядку-то, не помню”,– волнуется бабушка Маня.
Я НЕ ТОРОПЛЮ ее, и, глубоко вздохнув, она продолжила свое повествование. «Мне едва исполнилось 16 годов, уговорили за подтелками ухаживать, но при этом руководство обещало, что выберут для меня нетелей, чтобы только ухаживать и кормить животных.
Тогда нам троим: мне и двум женщинам, Апполинарии Сергеевне да Лидии Цепягиной по 15 голов телочек досталось. Вот только обещание свое руководство не сдержало…».

Продолжение читайте в газете № 89 от 8 августа 2019 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *