Учитель – не звание, учитель – призвание

Хочу рассказать о женщине, в математику влюбленной, со школой обрученной, об учительнице, которая душой болела за свой предмет, за учеников и школу.
Лидия Александровна Матвеева – учитель математики Текунской восьмилетней школы.

Моя учительница, как и прежде, с обаятельной улыбкой, миниатюрная, энергичная, всегда отличалась красивыми и ухоженными руками, а мы, девочки, завидовали и хотели быть похожими на нее.
Ее отличают деловитость, активность, требовательность к себе и окружающим, отличное знание своего предмета. Сердце этой женщины открыто для всех. Начну с биографии. У Александра Александровича и Ираиды Ивановны Харитоновых родились четыре девочки, Лидия вторая, появилась после войны, в 1947 году, в 9 километрах от Завражья в деревне Слобода на Волге. Послевоенное детство, как у всех, – нелегкое.
В Слободе прожили недолго, Волга разлилась, и деревня оказалась под водой, поэтому семья переехала в п. Текун, который только начал строиться. Начальство выделило комнату в 16-ти квартирном бараке, здесь прожили два года. Отец, работая мастером по сплаву, построил свой дом. Мать тоже работала на сплаве и занималась воспитанием девочек. Держали большое хозяйство: корову, теленка, поросенка, кур. Был налог: каждый месяц сдавали в столовую молоко и яйца. Лидия Александровна вспоминает, что в детстве, когда все девочки играли в «дочки-матери», она со своими сестренками играла в «больницу и школу», воображая себя врачом и учительницей, а сестры были «больными и учениками».
В Текуне закончила 4 класса начальной школы, преподавателем была Лидия Ивановна Цукрова, 5-ый – в Чернышеве, 6-ой – в Селище, 7 и 8-ой классы – в Текуне, а 9,10,11 заканчивала в Кадые.
“Папа был умница, мне помогал решать задачи по математике. По окончанию школы Муза Матвеевна Ларионова предложила мне поработать пионервожатой. Работала без образования, занималась с учениками тимуровской работой. Из детских игр «в школу» незаметно перешла к учительскому делу.
По настоянию старшей коллеги поступила и закончила физико-математическое отделение Костромского педагогического института имени Некрасова. Получив диплом, по распределению уехала в Нею, где отработала 3 года и вернулась домой. С 1975 по 1980 возглавляла Текунскую восьмилетнюю школу. В школе в то время обучалось 400 ребят. С учениками ездили на экскурсии в Иваново, Ярославль, Ленинград, Ригу. За годы моей деятельности школа занимала призовые места по художественной самодеятельности”.
Молодая учительница хорошо танцевала и по своей инициативе нас, девчонок, учила танцам.
Преданность школьному делу, ответственное отношение к работе сочеталось с красивой, современной, со вкусом одетой, женщиной. Складывалось такое впечатление, что для нее слово “усталость” не существует. Преданность школьному делу, непрерывное повышение квалификации, освоение новых программ, обмен опытом – все это не ради славы, а для своих драгоценных учеников.
“Работала в школе с огромным желанием, нравилось смотреть в ребячьи глаза, наполненные, когда интересом, когда страхом, когда удивлением и что-то ждущие от тебя”, – говорит учительница. В 1977 году вышла замуж, а в 1978 родила дочь Наталию.
Педагог рассказывает: “Проработав 5 лет, ушла с должности директора, стала преподавать математику. Была классным руководителем, избиралась председателем профсоюза школы, депутатом поселения. Помогала людям, находившимся в трудной жизненной ситуации. Серьезных конфликтов не было, за всех стояла горой”.

Продолжение читайте в газете №113 от 5 октября 2017 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *